Алла Шлапак: На дороги денег хватает, а вот совести нет

Интервью с депутатом Киевского городского совета о благоустройстве столицы Украины.

Мы продолжаем серию встреч с интересными людьми. Сегодня решили провести интервью с депутатом Киевского городского совета Аллой Шлапак. Встретились в 9.00 утра в одной из уютных кофеен Киева, заказали американо и принялись за обсуждение благоустройства столицы Украины.

Я: Алла, начнем с дорог – вечной и больной темы. Вы довольны результатами «облагораживания» дорог за последний год?

А: Я сама вожу машину. И отлично вижу, что изменились только цифры, которые выделяются на ремонт дорог. Киевляне не стали добираться быстрее с правого берега на левый или наоборот, а качество дорог все равно оставляет желать намного лучшего.

Я: Как быть с такими результатами?

А: Помните, что два года назад Виталий Кличко на одном с проспектов Киева сказал, если не уберут ямы, он посадит руководителя Автодора. Ямы на месте в большинстве случаев. А одна «посадка» ничего не решает. Ведь проблема, в первую очередь, в ответственности – как компаний, которые выполняют, так и чиновников, которые отвечают за это. Потому что, когда ты начинаешь подавать депутатский запрос и разбираться, почему с дождем сошел и асфальт, в результате оказывается, что деньги выделяют только на асфальт, а, к примеру, на сливные системы денег подрядчики не получают. Дорога – это не только асфальт, но и тротуары, пешеходные переходы, сливные системы, сложный технический комплекс.

Я: Ремонт Шулявского моста перенесли на месяц, с чем это связано?

А: Общество подняло вопрос, что проект ремонта Шулявского моста неудачный и не решит проблему с разгрузкой этого транспортного узла. Приостановка ремонта – это реакция Виталия Владимировича на общественный резонанс. По сути, сегодня пересматривается сам проект ремонта Шулявского моста.

Я: В целом денег хватает на ремонт дорог?

А: На дороги денег хватает, а вот совести нет. Да, в последний четверг, перед майскими праздниками, на заседании Киевсовета был утвержден бюджет в 1,2 миллиарда гривен, включая остатки прошлого года и субвенции. Все лето будут ремонтировать дороги. Надеемся, зимой будем ездить по хорошим дорогам. Но фактор ответственности никуда не девается.

Я: Какие шансы, что эти деньги не пойдут на «освоение» бюджета, по примеру минувших годов?

А: К сожалению, асфальт кладут очень часто там, где решает Автодор или губернатор, при этом не учитывают особенности социальной инфраструктуры.

Я: Депутаты говорили о больших проблемах в социальной инфраструктуре на Дарнице, мы также можем говорить о других спальных районах, как здесь быть с благоустройством Киева?

А: У нас большой дисбаланс социальной инфраструктуры между левым и правым берегом. В нормах не учитываются особенности разных районов Киева. Сейчас также существует, на мой взгляд, безумная идея переноса всех структурных государственных объектов с правого берега на левый, которую я не поддерживаю.

Я: Недавно Верховная Рада Украины приняла Закон, на основе которого можно на условиях концессии передавать дороги общего пользования государственного значения для строительства и эксплуатации. Многие критикуют этот закон. Вы как оцениваете эти законодательные изменения?

А: В таком случае будет два вида дорог: платные, которые будут построены по европейским меркам, и наши украинские. По платным будут ездить чиновники, олигархи, а по обычным все остальные украинцы. Поэтому я не поддерживаю идею «платности», считаю, что уровень жизни украинцев не позволит большинству людей пользоваться платными дорогами.

Я: Если сравнить периоды работы мэром Виталия Кличка, Леонида Черновецкого и Александра Попова?

А: Давайте обойдемся без ретроспективы и сосредоточимся на сегодняшнем дне. Нужно смотреть вперед, а не в зеркало заднего вида. А сегодня дела обстоят так. Во-первых, Виталий Владимирович не управленец. Он хороший менеджер, но у него нет команды. Ни в горсовете, ни в исполнительном органе. Во-вторых, мэр – это политическая фигура, у которого хорошие отношения с президентом. Поэтому, возможно, связанные с ним депутаты парламента не сформировали в Верховной Раде группу поддержки Киева, которая была бы защитницей киевлян и двигателем законодательных инициатив по благоустройству столицы. Этим фактом я очень разочарована – лично мне не хватает защиты Киева от государственной власти, дискриминирующей киевлян. Ведь Виталия Владимировича поддерживает много киевлян – это преимущество перед государственными чиновниками, почему бы этим не пользоваться в интересах жителей города?

Я: Каких законодательных инициатив не хватает?

А: В первую очередь, я говорю о ликвидации нормы от 2009 года, которой парламент отменил обязательство застройщиков передавать 10% квартир на обеспечение квартирной очереди города Киева. Ко мне на прием каждый день приходят люди с квартирным вопросом. Уже 10 лет они страдают от этих изменений. Я изначально была против такого способа поддержки строительной отрасли в связи с экономическим кризисом.

Я: Что касается образовательной сферы, как быть с тем, что нужно давать взятку, чтобы ребенок получил хорошее образование в школе или поступил в садик? В последнее время проблема очередей в детские сады Киева вновь актуализировалась. В то же время, частные садики стоят от 5000 до 12000 гривен в месяц, не каждая семья “потянет” такую сумму. Как решить эти проблемы?

А: Это уже стало нормой. Мы должны отказаться от кустарного метода финансирования образовательного сектора. Сегодня есть бюджет города, и он равномерно распределяется по всем школам. Мы должны отдать эти деньги людям и ввести образовательный ваучер, как это работает в Финляндии и Швеции. Этот образовательный ваучер формируется из ваших налогов. Вы приносите этот ваучер в школу, то есть приносите деньги. В таком случае, сама школа заинтересована, чтобы ребенок учился в ней, потому что они потеряют деньги. Тем самым будет стимулироваться снижение цен образовательном частном секторе, который превратился в бизнес сродни смеси детской площадки и общепита, без особого внимания к качеству образования как такового.

Я: Могут ли депутаты помочь попасть в государственный садик, чтобы не стоять в очереди 2 года?

А: К счастью, нет.

Я: Мер Киева Виталий Кличко планирует создать в Киеве историко-культурные ареалы с ограничениями в застройке. Что думаете по поводу этих новаций?

А: Это  нужно было сделать еще 25 лет назад. Это очень важные изменения, особенно, это касается 6-тиэтажного здания на территории историко-культурного ареала на территории Киево-Печерской Лавры. Мэр должен был добиться запрета на строительство на законодательном уровне в ареалах уже существующих охранных зон. Кроме того, есть проблема принятия Закона о запрете сноса памятников архитектуры, который будет стимулировать их реконструкцию.

Я: Памятники ведь сносят, мотивируя это тем, что это былое?

А: В Европе никто этого не делает –  говорят только об модернизации памятников и архитектурных сооружений, используя современные технологии, но, не в коем случае, не говорят о их сносе.

Я: Каково ваше мнение по поводу переименования улиц, к примеру, проспекта Бендеры и Шухевича?

А: Я не голосую за переименования улиц, потому что эти опросы проводят не среди реальных живых киевлян, а среди интернет-масок или вообще среди виртуальных личностей. Я была категорически против переименования улицы Киквидзе в нынешнем формате! Мы собрали подписи 70% людей, которые проживают на этой улице. Но электронное голосование прошло в пользу переименования улицы Киквидзе в Бойчука. Очень странно, правда? Хотя в нашем опросе большинство реально живущих здесь людей голосовало за название «Ботаническа», рядом у нас Ботанический сад… В целом же я за то, чтобы у уходить от улиц имени кого-то – нужны названия, которые устойчивы к политическим поветриям.

Я: 26 января 2018 года Министерство культуры потребовало остановить строительство на Андреевском спуске. В Минкульте сообщили, что Андреевский спуск входит в охранную зону объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, и максимальная высота застройки здесь не может превышать 12 метров. При этом уже 23 марта 2018 года Министерство культуры выдало разрешение ЧП “Маркон” на проведение земельных работ на участке. Опять договорились?

А: К министру культуры нужно пойти спросить. Такая практика не уникальна. Больше не буду комментировать, это предмет не отдельного интервью, а более масштабных мероприятий и расследований.

Я: «Многие здания мы сразу сносим, зная, что они не имеют документов, а идет строительство самовольное. Просто приезжаем и срезаем»,  – отметил Кличко, как вам такая технология?

А: В Конституции Украины четко указывается гарантия права частной собственности, если такого права нет, в этом случае есть процедуры, которые должны быть выполнены. Закон должен быть один для всех.

Я: КП “Киевгорразвитие” объявило тендер на работы по благоустройству парка “Юность” за 54,5 млн гривен. Примечательно, что в 2016 году уже проводился его капремонт и реконструкция. Всего по благоустройству парка коммунальные предприятия “Киевгорразвитие” и “Киевзеленстрой” за 2 года провели 15 тендеров на общую сумму 21,9 млн гривен. Обоснованы ли эти траты?

А: Думаю, это проявление результат лоббистских телодвижений депутата соотвествующего округа. Если абстрагироваться от данного кейса, то яубеждена, что есть необходимость государственно-частного партнерства в реконструкции парков.

Я: Какой выход из положения?

А: Я думаю, если бы обратились к Майкрсофт или другую заботящуюся о свой репутации системную компанию, а не к Войцеховскому, все пошло бы по другому сценарию. Вопрос выбора партнера.

Я: С января этого года СБУ разоблачила одесские компании, которые незаконно присвоили 100 млн грн за 2 года на ремонте дорог. «Дельцы применяли схемы по уклонению от уплаты налогов, завышение стоимости проведенных работ и использованных материалов». Такие случаи каждый день происходят, как вы видите решения таких вопросов?

А: Это, наверно, закончилось судебным решением с выходом под залог, как это часто происходит.

Я: Почему антикоррупционные органы не включаются?

А: Антикоррупционные органы находятся под политическим давлением.

Я: Что думаете по МАФам?

А: Их не должно быть априори. Должны быть созданы места в торговых центрах. Могут быть только лотки с цветами и газетами на улице. МАФы -это пережитки прошлого.

Я: Вступил в силу так называемый закон об амнистии самостроев. Речь идет о сооружениях до трехсот квадратов. Выгоды для владельцев очевидны. Самовольно возведенный дом или дачу нельзя продать, передать в наследство, провести там газ или воду. А вот если узаконил – все дороги открыты. Какую опасность может иметь этот закон?

А: Я читаю, что по отношению к городу Киеву это несправедливо. Если мы будем амнистировать самостроии, то каменные джунгли, в которых мы живем, станут еще более непригодными для жизни.

Я: Виталий Кличко обещал построить метро на Троещину за 5 лет, а воз и ныне там?

А: И метро на Подол обещали☺))). Метро на Троещину —лишь слоган перевыборной компании. На это нет управленческой воли.

Я: Если какая-то стратегия благоустройства Киева?

А: До 2025 года определена стратегия, но она лишь на бумаге. На деле все иначе. Даже зарубежные партнера не единожды повторяют, что стратегия — это формальность.

Я: Я знаю, что Виталий Владимирович идет по системе маленьких побед?

А: Не знаю, о каких победах идет речь. Но мне кажется, что, сейчас, осуществляя ремонты дорог, реконструкции различных объектов и создавая видимость улучшения, забывают о людях и их безопасности

Я: Спасибо вам за интервью. Хорошего дня.

А: И вам. Будем верить в лучшее.